«Выставка прошла, художники остались» Статья в «Молодая газета» 6 июня 2000 г.
Квадраты…прямоугольники…слегка покачиваются в такт…музыке?
Музыка… входит внутрь…открывает глаза…открывает их изнутри…и вот, открывшиеся, они о, чудо, может быть в первый раз по-настоящему…видят…
Видят…но нечто странное, как будто такое неземное…такое родное…
Те квадраты, что дрожат на ниточках, испуганные реальностью…эти окна в тот же, но лучший мир…они — картины…
Картины, стиль которых их творцы, Сергей Струсевич и Виктор Грушо-Новицкий, именуют «мне интересно это делать, и я это делаю» и относят к абстрактно-экспрессивной живописи с легким налетом реализма.
Сами художники воспринимают творческий процесс как разнообразный и непредсказуемый «секс с жизнью», который является их первейшей потребностью. Как Виктор и Сергей сами сознаются, в их характерах развито какое-то маниакальное стремление все вывернуть.
Сергей: это возможность не только воспринимать окружающую среду не просто лучшим, а, возможно, в корне отличным от остальных способом, но и насущнейшая необходимость вести игру в варианты красоты, искать более красивую форму, в коею возможно было бы перелить чувства меня переполняющие.
МГ: Вы создаете картины, повинуясь сиюминутным порывам или делая множество эскизов и работая над каждой деталью ?
Сергей: И так и так. Первая форма — мгновенное выплескивание эмоций, когда потрясающие полотна возникают за считанные минуты.
Виктор: Вторая — кропотливый поиск формы и цвета. В этом случае картины получаются более детальными, однако эскизы могут забрать слишком много энергии и на саму картину ничего не останется.
С.: В любом случае после работы нужен отдых.
В.: Вообще-то, зрителю все это знать совсем не обязательно — он смотрит лишь на конечный результат. С другой стороны, если приходит профессионал, ему бывают интересны именно технические стороны дела.
МГ: Какие люди чаще всего приходят на выставку?
B.: Много случайных прохожих. Они заходят, просят объяснить, ищут смысл.
C.: Но многие даже из тех, кто приходят специально не чувствуют картин. Это, как правило, люди практического склада ума. Они как машины. Но, может быть, они из-за этого счастливее. Просто в Рязани такая среда: очень мало истинных ценителей прекрасного
В местном творчестве мало разнообразия. На выставку пришло очень мало маститых художников. В их сознании все еще действует принцип: «что не понимаю, то не принимаю».
B.: Вообще, такое ощущение, что люди живут В «рамках»: до них трудно достучаться. Они боятся своих эмоций, подавляют чувства.
C.: Даже если картина вызывает ненависть, это уже хорошо.
МГ: Когда Вы начали рисовать?
B.: С двух лет. Люди, батальные сцены со звуковым оформлением. В 87-ом году была первая молодежная выставка в Училище Связи.
МГ: Как Вы вообще относитесь к детскому творчеству?
C.: Дети — лучшие художники. У них более богатый цветовой ряд.
В.: Скоро там, где раньше был магазин для новобрачных, скоро открывается школа детского творчества.
МГ: Вы бы стали работать с детьми?
B.: Чтобы работать с детьми, нужно отдавать им все силы-ничего не останется на творчество.
C.: А я считаю, что работа с детьми только подпитывает новыми силами. Вообще, со временем среда убивает в детях способность к творчеству, поэтому надо спешить.
B.: Мы ведь сами были такими. Слушали AC\DC, Nazareth, Pink Floyd.
МГ: К слову, музыка которая звучит на выставке, она специально подбиралась?
C.: Нет, просто любимая музыка. Но она подходит и под настроение выставки. Эта музыка элитарная, для избранных. Ведь в любом искусстве много влияния на мозги.
В.: А на искусство в последнее время всс больше влияют деньги, а не политика. С одной стороны оно становится беспредельно свободным, а с другой…
МГ: Вы были членами партии ?
В.: Нет. Портреты Ленина рисовал, а членом не был.
МГ: А это не противоречило никаким вашим убеждениям, рисование таких икон?
B.: Убеждений тогда не было. Было слишком мало информации. Просто было противно — я видел как к этому относились те, кто шел впереди и вел за собой.
МГ: Каким должен быть художник ?
C.: Он должен делать только то, что делает. Считается, что художник должен ходить босой, выстрадать свои картины, это не так…
В.: Я считаю, картины должны создаваться в трезвом состоянии, без наркотиков. Искусство должно быть альтернативой наркотикам.
МГ.: Что пожелаете нашей газете ?
С.: Процветания.
Шерстнева Мария