Виктор Грушо-Новицкий
Член Союза художников. Родился в 1965 году в Рязани. Его родители были музыкантами. Увидев в сыне склонность к рисованию, они всячески старались поддерживать и развивать творческие способности мальчика и отдали его в художественную школу. Потом Виктор поступил в Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера, в 1984 году окончил оформительское отделение и был призван в Вооруженные силы СССР. Молодого человека отправили на Краснознаменный Северный флот, где он служил три года. На службе Виктор был главным художником учебного отряда подводников, старшиной клуба.
В 1990-х годах В. Грушо-Новицкий увлекся новейшими течениями в искусстве, участвовал в «оппозиционных» совместных проектах с М. Шаниным, А. Успенским, С. Струсевичем, С. Соломатиным и другими художниками. Смело писал абстрактно-экспрессивные работы с легким оттенком реализма, постоянно участвовал в выставках. Несколько лет Виктор работал в Европе, где ближе познакомился с творчеством современных западных живописцев. Это во многом и подтолкнуло Грушо-Новицкого к увлечению абстракционизмом.
Большое влияние на художника и его дальнейшее творческое развитие оказало общение с Игорем Петровичем Веселкиным, профессором Института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. «До сих пор вспоминаю педагогический талант и высокие нравственные качества Игоря Петровича, восхищаюсь его точными замечаниями, которые мастер делал мне в процессе совместной работы на пленэре и во время просмотра моих этюдов», – говорит Виктор Грушо-Новицкий.
В конце 90-х художник обращается к классической манере станковой живописи. Она вдруг стала для него гораздо ближе экспериментальных абстрактных композиций и позволила выразить в произведениях накопившиеся за годы жизненные наблюдения. Традиции учителей живописи оказались для Виктора гораздо роднее, чем протест в искусстве.
На открывшейся юбилейной выставке в областном художественном музее В.Грушо-Новицкий представил около сорока работ. Среди них – пейзажи, натюрморты, портреты, жанровые сцены. Главным источником вдохновения для Виктора стали села Пощупово, Коростово и поселок Солотча. Художник часто бывает там, пишет этюды.
На выставке есть несколько пейзажей, которые можно назвать программными работами. На одних изображена одна и та же маленькая дубовая роща в окрестностях Коростова, только в разное время года, а на других – бескрайние поля, где вдалеке блестят купола православных храмов. В этих произведениях заключен символ роста, сезонного умирания и возрождения. В произведениях Виктора Грушо-Новицкого получился своеобразный диалог прошлого и настоящего. Ведь когда то огромные дубовые рощи шумели листвой во многих уголках Рязанской области. Кстати, в творчестве художников дерево всегда было не просто частью пейзажа, а нечто большим, нередко оно олицетворяло человеческую душу. Иван Шишкин, Исаак Левитан, Федор Васильев писали вековые дубы, за которыми скрывались образы мужества, стойкости, тепла, мудрости… Символом прекрасной и вечной жизни стал Мамврийский дуб, изображенный в знаменитой «Троице» Андрея Рублева.
– Я пишу то, что ближе моей душе. Я не боюсь повторять в живописных работах один и тот же мотив. Наоборот, это позволяет глубже проникать в суть вещей и шире раскрывать их, мазками улавливать меняющееся настроение природы, показывать его в колорите, по-новому прорабатывать конкретные детали, – говорит Виктор Грушо-Новицкий.
Интересно произведение Виктора Грушо-Новицкого «Морозный вечер. Пашня». В нем можно увидеть переходное состояние природы от сна к пробуждению. Замерзшее поле пока еще покрыто снегом, но небо уже радостное, оно играет яркими красками, словно предвосхищает весну и плоды, которые принесет земля.