«Пейзаж моя стихия» — статья в газете «Приокская правда» от 17 мая 2012 г.
Когда кого-то называют художником, то имеют в виду либо живописца, либо человека, достигшего в сфере своей деятельности высоких художественных результатов. Это может быть поэт, музыкант, литератор, ваятель. В творчестве рязанского художника-пейзажиста Виктора Леонидовича Грушо-Новицкого эти два качества удачно и гармонично сочетаются. Он живописец и большой мастер своего дела. Когда смотришь его пейзажи, то невольно возникает желание войти в мир картины и немного побывать среди необыкновенной красоты.
Заниматься живописью Виктор Леонидович начал еще в раннем детстве. Мать и отец его — музыканты. Заметив у сына склонность к рисованию, они всячески поддерживали это увлечение, стараясь создать необходимые условия для развития его таланта. В свое время я часто бывал у Грушо-Новицких. Это были одни из просвещенных людей нашего города, придерживающихся строгих нравственных принципов. Кроме этого, они были интересными собеседниками и людьми творческими. Вечерами мы часто много говорили об искусстве, а маленький Витя сидел за столом и что-то старательно рисовал. Закончив свою работу, он подходил к родителям и просил: «Мама, папа, посмотрите, правильно ли я нарисовал?» Отец внимательно рассматривал рисунок и по обыкновению говорил: «Ну, сынок, ты сегодня постарался. Особенно хорошо получилась у тебя речка, над которой с берега печально склонилась плакучая ива. Это уже образ. Молодец!» В 11 лет родители определили Виктора в детскую художественную школу, в которой он проучился три года. Но вот школьные годы уже позади и Виктор поступает в Рязанское художественное училище. Надо сказать, что в то время в этом учебном заведении работал очень,сильный преподавательский коллектив. В нем трудились педагоги высокого класса! Приведу такой факт. Некоторые выпускники училища в силу различных жизненных обстоятельств не могли продолжать свое обучение в академии или институте, тем не менее полученных ими знаний, умений и навыков было достаточно, чтобы работать плодотворно, творчески и стать впоследствии видными живописцами России. С особой
теплотой и благодарностью Виктор вспоминает своих преподавателей по живописи Корсакова Виктора Васильевича и Ляхова Вячеслава Ивановича. Много полезных советов и рекомендаций по композиции и технике живописи дал профессор академии им. И. Репина Весёлкин Игорь Петрович.
В 1984 году Виктор заканчивает художественное училище и начинает свою трудовую деятельность. Необходимо отметить, что работа свободного художника имеет свои особенности. Над ним не стоит бригадир, прораб или какой другой начальник. Он сам организует свой рабочий процесс. Сам составляет перспективные планы и обеспечивает себя необходимым материалом для выполнения работ. И тут, если что сделал не так, то никакой дядя со стороны тебе не поможет. Поэтому ответственность живописца за свою творческую работу огромна. Виктор Леонидович, как художник, энергичен, плодотворен и активен. Он участник областных, региональных и всероссийских выставок. В 1994, 1997 и 2001 годах организовал персональные выставки. Награжден медалью Союза художников России в честь 90-летия областной организации и за активную творческую деятельность. С 2001 года член Союза художников России.
«Становление художника как творческой личности, — говорит Виктор Леонидович, сложный процесс. Он во многом зависит от уровня общей культуры и социальной ориентации общества, в котором творческий человек живет. Гпавное, что составляет в деятельности любого творца — это поиск своей творческой индивидуальности, своего неповторимого творческого почерка. Талант, благодаря упорному труду, поддается развитию, и тут особенно важно так рассчитать свои творческие силы, чтобы их хватило на реализацию задуманных планов. Вместе с тем художник постоянно должен создавать что-то новое. А это занятие не из легких. Для этого надо иметь живое и активное воображение, пытливый ум и, конечно, вдохновение. Но вдохновение, как известно, это такая капризная гостья, что по приглашению никогда не приходит. А сила вдохновения бывает разительной. Так, известный русский художник Ф. Васильев свою замечательную картину «Мокрый луг» сделал за несколько часов и этим привел в восторг И. Репина. Это говорит о том, что вдохновение есть максимальное напряжение духовных и физических сил, являющееся необходимым элементом художественного творчества.
Основная задача в работе живописца состоит еще и в том, чтобы в художественной форме правдиво отразить образы окружающей его действительности. Известно, что образ есть там, где есть содержание. А содержание картины прежде всего зависит от умения художника наблюдать жизнь, размышлять над ее проблемами и делать соответствующие выводы. Работа художника должна быть всегда результатом глубокого переживания и художественного осмысления сущности образа. И для того, чтобы создать произведение искусства художнику необходимо накопить большой фактический материал, понять и определить цели творчества, вжиться в свою идею и образы. Он знает, что истинный творец обязан ответить не только на вопросы художественного и эстетического характера, но и на коренные социальные, политические и моральные вопросы своего времени. Именно этим определяется сущность мировоззрения художника. Вдумчивый живописец понимает, что для того, чтобы проявить себя в каком-либо жанре, одной жизни мало. Поэтому чрезвычайно важно своевременно определиться в своем творческом направлении. Для меня, например, источником вдохновения стала русская природа. А она прекрасна! Природа сама великий художник и творец. Каждая ее «картина» — шедевр! Природа подобна живому существу. Она улыбается в солнечный день, грустит в дождливую погоду, легким ветерком ласкает золотистую рожь, шутя играет огромными волнами на море. Но природа благосклонна не ко всякому человеку. Хорошо сказал писатель И. Гончаров: «Природа позволяет приблизиться к ней только путем творческой фантазии». Заметить и запечатлеть красоту, сотворенную природой, может только человек, горячо и беззаветно любящий родной край. Человек — венец творческой природы. И если он еще добр и в его сердце живет любовь, то природа наделяет его даром творчества. Поэтому художник просто обязан воспевать в своих картинах красоту лесов, полей лугов, рек, тем самым исполняя торжественный гимн в честь нашей матушки-природы. Пейзаж — это моя стихия!» Так закончил рассказ о сущности творчества художника-пейзажиста Виктор Леонидович. Мне хотелось бы дополнить его интересные рассуждения следующим размышлением.
Профессия художника почетна и в то же время в ней есть определенный риск. Почетна она тем, что живописец является носителем высоких идеалов духовной культуры, воспитывающей в людях тонкие художественные вкусы. А риск состоит в том, что творческие люди.- самая не защищенная в социальном отношении категория работников. Заработок живописца настолько условен и нестабилен, что его материальное положение оставляет желать лучшего. Наша действительность зачастую безжалостно рушит надежды людей и бывает к ним немилосердной. Поэтому молодым «Рафаэлям» уместно крепко подумать о своем будущем. Не исключена возможность, что их творчество может словно «лодка разбиться о быт» (В. Маяковский). И тогда прощай Ватто и Микеланджело и да здравствуют рекламные щиты с краснощекими торговками! Ведь мэтрами в искусстве становятся избранные. А для рядового живописца заработанный хлеб горек. Художник постоянно находится в психологическом напряжении от различных проблем. Это организация и строгая дисциплина труда, создание и реализация картин, нахождение интересных мест для зарисовок, работа с клиентами, решение спорных вопросов с руководством управления культуры, а главное, надо быть всегда в творческом поиске. Подобные испытания может выдержать художник с сильным характером, твердо верящий в свой талант и благополучную перспективу.
К таковым относится художник Виктор Леонидович Грушо-Новицкий. Он своим повседневным и упорным трудом постоянно совершенствует и оттачивает мастерство пейзажиста, создавая глубокие по содержанию и яркие по колориту полотна. Его картины радуют зрителя и доставляют ему истинное эстетическое наслаждение. А это для живописца является хорошим стимулом в дальнейшей работе. И всякий раз, выходя делать зарисовки с натуры видов мещерской местности, Виктор Леонидович не перестает восхищаться неповторимой красотой родного рязанского края и работает с упоением, увлеченно и вдохновенно. Есть у русского поэта Александра Блока замечательные стихи:
Тебе дано бесстрастной мерой
Измерить все, что видишь ты.
Твой взгляд — да будет тверд и ясен.
Сотри случайные черты —
И ты увидишь: мир прекрасен.
Анатолий ЛИСИН.